Джаз можно смело считать прародителем всей современной музыки. За эти долгие годы стиль видоизменялся и совершенствовался. Многие великие исполнители вписаны в историю золотыми буквами за то, что превратили популярную танцевальную мелодию в интеллектуальную музыку доступную не всем. Как развивалась история по этапам.
Дебаты музыкальные критики ведут до сих пор, и однозначного ответа нет, где впервые зазвучал джаз. Север страны считает, что рождением стиль обязан христианскому песнопению (Gospel). Юг Америки думает, что рабские условие сохранили африканскую самобытность. Но ясно одно коктейль европейской и африканской культуры родил вечный джаз.
Уличная музыка джаз была собирательным образом существующих направлений. Музыканты даже не обошли вниманием лейтмотивы оперных произведений. Мало кому известен такой факт, что первую джазовую пластинку выпустили белые музыканты («Original Dixieland Jazz Band»). Музыка «низов» бедных черных кварталов мгновенно завладела сердцами Америки и Европы.
В 30-е годы танцевальная музыка джаз начала видоизменяться, и появились новые стили. Стиль блюз – грусть, меланхолия и печать, одновременно с этим великолепная гармония для вокальных и музыкальных импровизаций. Сколько великих людей трудились над созданием музыкальных шедевров, всех не перечесть (BB King, Louis Armstrong и многие).
Регтайм – слово переводится как порванное или разорванное время, так звучит ритмичная и обрывистая музыка фортепиано. Зародился стиль на основе музыки Шопена и Листа, но в исполнении африканцев звучали ноты между привычными долями, которые создали сложный ритм и нехарактерную европейскую динамику.
Свинг – качание. Привычная танцевальная музыка сменилась новым открытием – это свинг. Произошла революция в импровизации на основе необычного аккомпанемента, появилась многогранная (джазовая) гармония. Начинает писаться эпоха бесконечного множества джазовых стандартов. Параллельно со свинг стилем популярно буги-вуги, а затем и рок-н-ролл (блюзовая гармония в быстром темпе).
Эпоха 50-60 гг. – «Фьюжн» или ранее название джаз-рока, обозначает «слияние». Величайшим автором и исполнителем данного стиля был и остается Miles Davis. Произошло объединение джазовой импровизации и упрощенной эстрадной гармонии. Приглушенный звук трубы сурдиной стал неотъемлемой визитной карточкой исполнителя.
Творчество «Weather Report» и особенно Jaco Pastorius произвели переворот в мышлении музыкантов по поводу бас-гитары. Начинает зарождать современный фанк.
Рок-н-ролл – популярная музыка, которая возникла в Соединенных Штатах в середине 1950-х годов. К середине 1960-х годов она превратилась во всеобъемлющий международный стиль, известный как рок-музыка, хотя последний также стал назваться рок-н-ролл.
Рок-н-ролл был создан как слияние музыки кантри и блюза. Вокальные группы the Dominoes и the Spanielsс с чернокожими вокалистами начали сочетать гармонию религиозного пения и более агрессивные ритмические стили, такие как пропоста и риспоста. Исполнителями этих новых произведений были диск-жокеи, такие как: Алан Фрид из Кливленда, Дьюи Филлипс из Мемфиса, Теннесси и Уильям («Хосс»), Аллен из WLAC из Нэшвилля создал рок-н-ролл радио, с ритмично-блюзовыми записями, которые привлекли белокожих подростков к культуре, которая казалась им более экзотической, захватывающей и незаконной, чем все, что они когда-либо знали раннее.
В 1954 году этот стиль объединился вокруг кумира: красивого белого певца Элвиса Пресли, который «пел как черный человек». В исполнении композиций Пресли можно было встретить несколько стилей: блюз, баллады, поп-музыку. Его ранние записи с продюсером Сэмом Филлипсом, гитаристом Скотти Муром и басистом Биллом Блэком для Sun Records в Мемфисе были менее похожи на какой-то один общий стиль. На протяжении десятилетий афроамериканцы использовали термин рок-н-ролл как эвфемизм для секса, а музыка Пресли считалась очень эротичной. Пресли был едва ли не единственным артистом, который воплотил в своих песнях стили афроамериканской музыки и современные ритмы.
Еще три революции в звучании современной музыки в 1975, 1996 и 2000 годах
Британские исследователи выяснили, что мелодии популярных музыкальных произведений стали значительно проще в промежутке между 1950-м и 2023 годами, что ученые связывают с тремя своеобразными революциями в звучании музыки, которые произошли в 1975, 1996 и 2000 годах. Выводы ученых были опубликованы в статье в научном журнале Scientific Reports.
“Данное снижение в сложности мелодий в популярной музыке может быть связано с тем, как менялся облик мира в последние десятилетия. В частности, наступление цифровой эры привело к “сжатию” языка из-за стремления ужать сообщение в лимит символов или сделать заголовок максимально коротким. Это, предположительно, влияет и на наше умение “переваривать” сложные идеи, что сказывается и на том, какая музыка нравится слушателям”, – пишут исследователи.
К такому выводу пришли доцент Лондонского университета королевы Марии (QMUL) Маркус Пирс и его коллега по вузу Мэдлин Хэмилтон при изучении структуры мелодий, характерных для тысячи самых популярных произведений, которые были в топ-5 годового рейтинга музыкального журнала Billboard в промежутке между 1950 и 2023 годами. В ходе этого анализа ученые изучили то, как менялись со временем различные особенности структуры мелодий, в том числе число октав, плотность нот, различия в высоте и длительности их звучания.
Проведенный исследователями анализ показал, что звучание музыки в целом значительно упростилось в текущие годы по сравнению с серединой прошлого столетия, причем большая часть этих изменений произошла не плавным образом, а в результате трех своеобразных революций в звучании музыки, которые случились в 1975, 1996 и 2000 годах. Каждая из них, как предполагают ученые, была связана с появлением новых музыкальных жанров и инструментов.
В частности, революция 1975 года связана с ростом популярности диско, нью-вейв и стадионного рока. Следующие два резких упрощения мелодий, произошедшие в 1996 и 2000 году, были предположительно связаны с распространением хип-хопа, а также с появлением цифровых звуковых рабочих станций (DAW), адаптированных для работы с короткими и простыми семплами (оцифрованными звуковыми фрагментами).
Как подчеркивают ученые, упрощение структуры мелодий, характерных для самых популярных музыкальных произведений, не означает того, что современная музыка является плохой, а ее любители обладают плохим вкусом, так как устройство мелодии не является единственным мерилом качества музыки. В частности, многие другие особенности современной музыки, в том числе уровень ее гармоничности и тембральные характеристики, стали со временем более сложными. Это говорит о многогранном и разнонаправленном характере эволюции звучания современной поп-музыки, подытожили Хэмилтон и Пирс.